Christoph Grab (саксофоны, электроника)
Felix Utzinger (гитара)
Marcel Thomi (клавишные)
Ilja Komarov (бас)
Andy Wettstein (ударные)
Один из многочисленных коллективов, в которых определяющую роль играет саксофонист и бас-кларнетист из Цюриха Кристоф Граб — хрестоматийный представитель сегодняшней швейцарской импровизационной сцены, отчётливо оригинальной и одновременно разноплановой настолько, насколько это возможно. Среди тех, у кого Граб учился — великие Джо Ловано и Дэйв Либман; среди тех, с кем он выступал — артисты в диапазоне от Бенни Голсона до Луи Склави; среди стран, в которые он отправлялся со своей музыкой — Франция и Литва, Испания и Египет, Россия и Сербия. Список одних только швейцарских коллективов, в которых работал Граб, включает десятки наименований, и именно этот список объясняет его путь к Science Fiction Theater, одному из главных на сегодня проектов Кристофа. Среди его ранних увлечений — например, Kurt Weill Vibes Revisited, ContempArabic Jazz Ensemble, Neuromodulator: все эти названия говорят сами за себя. Граб крайне активно работает с электроникой, используя, помимо вполне традиционных (вернее, предсказуемых) устройств обработки и то, что он сам называет «взломанными игрушками». Как результат, к нему с большим уважением относятся и представители электронной музыки, и многие европейские диджеи — и это при том, что исполнение Граб совмещает с профессорским креслом Университета искусств Цюриха.
Говоря о специфике Science Fiction Theater, лидер пользуется умопомрачительным и трудно поддающимся переводу набором терминов: «Surf – Movie Sounds – Nu Trash – Easy Listening». Очевидны здесь разве что «звуки кино»: музыка этого коллектива представляет собой своего рода альтернативную озвучку к старым фильмам (а обычно — к безумной нарезке старых фильмов). Всё остальное столь же удачно сформулировано, сколь и серьёзно. Пожалуй, главное достоинство создаваемой Кристофом и его товарищами «новой музыки» именно в том. что она далека от привычного уже сегодня стёба; Граб совсем не выглядит этаким российским Гоблином, создающим вымышленные переводы к существующему кино и делающим ставку на то, что аудитория будет радостно смеяться. Вместо этого он вполне честно и не с большей иронией, чем делал бы это в обычной жизни, находит совершенно новые смыслы в том материале, которым вдохновляется. Порой это получается в куда более шизофренической манере, чем в самых своих диких мечтах мог бы предполагать режиссёр; порой градус сумасшествия в музыке превращает происходящее в тотальный абсурд; но порой прорезается и лирика, которую крайне трудно бы было заподозрить как в оригинальном видеоматериале, так и в современном европейском музыканте, претендующем на «nu trash». Неудивительно, что работы Science Fiction Theater получают восторженные отзывы у критиков и слушателей.
Любопытно, что в составе коллектива играет давно живущий в Цюрихе басист Илья Комаров, выходец из Таллина, весьма хорошо известный российской публике по эстонскому коллективу «Не ждали», громко заявившему о себе на рубеже 1980-х и 1990-х.
Адресная поддержка участия коллектива в «МузЭнергоТуре-2015»